Как работать с детьми с ОВЗ: пять рекомендаций психолога

11.11.2020


Рекомендация 1. Соберите информацию о ребенке

Ознакомьтесь с медицинскими документами и документами из предыдущей образовательной организации, если они есть. Прочитайте заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Выясните, какие специальные условия получения образования нужны ребенку с ОВЗ. Изучите вариант адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), которую ПМПК рекомендовала ребенку.

Определение 

Если вы не понимаете, каких трудностей ожидать, обсудите это с семьей учащегося. Спросите, что вас интересует, честно выражайте свои сомнения, опасения, пожелания. Просмотрите рекомендации от специалистов (врачей, логопеда, психолога). Задайте вопросы:

·         о трудоспособности ребенка: когда он наиболее продуктивен – в начале, середине, конце занятия, может ли выдержать урок, учебный день, насколько истощается внимание, нуждается ли в дополнительных переменах, передвижениях, физкультминутке;

·         медицинских вмешательствах: требуется ли прием лекарств и помощь в этом; к кому обратиться при болезненных симптомах, когда нужно срочно вызвать врача, педагога-психолога или родителей; что делать в случае приступа или острой психологической реакции; есть ли противопоказания к нагрузкам, аллергия.

  Психологический статус учащегося: на что обратить внимание

Фактор

На что обратить внимание

Особенности познавательных процессов

– мышление;

– память;

– внимание;

– воображение;

– речь

Темповые особенности

– успевает ли справляться с делом в темпе ровесников;

– есть ли заметная возбудимость или тормозимость

Эмоциональный статус

– какое настроение преобладает;

– стойкие или быстро сменяющие друг друга эмоции;

– как проявляет сильные позитивные и негативные эмоции

Характер адаптации к регулярному обучению

– как привыкает к школе;

– есть ли нарушения поведения;

– как реагирует на нагрузку

Семейные стрессорыХочу такой сайт

– конфликтная ли семья, полная ли;

– каковы отношения ребенка с сиблингами и другими родственниками;

– придерживаются ли в семье единых взглядов на воспитание

Отношения с ровесниками

– есть или нет;

– как возникают;

– кто и чем поддерживает;

– как реагирует на трудности в отношениях

Степень зрелости

– стремится ли к самостоятельности;

– есть ли собственные мотивы и планы;

– как видит свое будущее

Рекомендация 2. Учитывайте отношение семьи к особенностям ребенка

В отношении к особенностям ребенка родитель может находиться на разных стадиях. Учитывайте это и правильно налаживайте взаимодействие с родителями.

Рекомендация 3. Правильно организуйте образовательную среду

Проверьте, обеспечивают ли материально-технические условия и средства обучения возможность для освоения АООП. Что такое правильная среда для ребенка с ОВЗ, смотрите ниже.

Рекомендация 4. Опирайтесь на единство ощущений, чувств, памяти, мышления, действий

Начинайте освоение материала с чувственного (сенсорного) знакомства ученика с ним. Используйте любые действия с наглядным материалом, активные свободные манипуляции, в которых участвуют зрение, слух, осязание, движение: рассмотреть, ощупать, взвесить, выбрать, нарисовать, рассортировать. Таких действий должно быть столько, сколько необходимо ребенку с ОВЗ для исследования изучаемого.

Рекомендация 5. Действуйте с профессиональной позиции

Действуйте в соответствии с профессиональной ролью и содержательными, этическими, правовыми нормами труда, будьте требовательным, но гуманным, открытым к диалогу и сотрудничеству. Напоминайте себе, что вы взрослый человек, который занимается педагогикой добровольно и сознательно.

Реалистично определяйте свою профессиональную миссию: в чем смысл и результаты труда, каков минимальный необходимый уровень освоения материала учащимся, что, вероятнее всего, будет невозможным для конкретных учеников и (или) класса.

Выделяйте педагогические задачи в работе с учащимся с ОВЗ: различать режим «урок» и «перемена», соблюдать правила обращения к учителю и ровесникам, принимать задание, не откладывать одно действие в ущерб другому, просить помощь и принимать ее, получать разные оценки, контролировать себя, действовать систематически, отвлекаться от одного ради другого, произвольно воспроизводить нужную информацию.

Проявляйте требовательность, побуждайте себя и учеников к полезной активности. Учитесь вместе качественно выполнять задания, понимать значимость результата. Эмоциональное отношение к ученику не должно влиять на оценку. Разделяйте действия и свои, и других людей на «можно» и «нельзя», что и почему неприемлемо.

  

Просмотров всего: , сегодня:

Памятка «Основные рекомендации по работе с ребенком с ОВЗ».doc (скачать)

Дата создания: 20.01.2021

Дата обновления: 20.01.2021

Дата публикации: 11.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.11.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(411)642-16-95, 8(411)642-18-16, 8(411)642-10-14, 8(411)642-14-90

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».