11.11.2020
Рекомендация 1. Соберите информацию о ребенке
Ознакомьтесь
с медицинскими документами и документами из предыдущей образовательной
организации, если они есть. Прочитайте заключение
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Выясните, какие специальные
условия получения образования нужны ребенку с ОВЗ. Изучите вариант
адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), которую ПМПК
рекомендовала ребенку.
Определение
Если вы не
понимаете, каких трудностей ожидать, обсудите это с семьей учащегося. Спросите,
что вас интересует, честно выражайте свои сомнения, опасения, пожелания.
Просмотрите рекомендации от специалистов (врачей, логопеда, психолога). Задайте
вопросы:
·
о
трудоспособности ребенка: когда он наиболее продуктивен – в начале, середине,
конце занятия, может ли выдержать урок, учебный день, насколько истощается
внимание, нуждается ли в дополнительных переменах, передвижениях,
физкультминутке;
·
медицинских
вмешательствах: требуется ли прием лекарств и помощь в этом; к кому обратиться
при болезненных симптомах, когда нужно срочно вызвать врача, педагога-психолога
или родителей; что делать в случае приступа или острой психологической реакции;
есть ли противопоказания к нагрузкам, аллергия.
Психологический статус учащегося: на что обратить внимание
Фактор |
На что
обратить внимание |
Особенности
познавательных процессов |
– мышление; – память; – внимание; – воображение; – речь |
Темповые
особенности |
– успевает ли справляться с делом
в темпе ровесников; – есть ли заметная возбудимость
или тормозимость |
Эмоциональный
статус |
– какое настроение преобладает; – стойкие или быстро сменяющие
друг друга эмоции; – как проявляет сильные позитивные
и негативные эмоции |
Характер
адаптации к регулярному обучению |
– как привыкает к школе; – есть ли нарушения поведения; – как реагирует на нагрузку |
– конфликтная ли семья, полная ли; – каковы отношения ребенка с
сиблингами и другими родственниками; – придерживаются ли в семье единых
взглядов на воспитание |
|
Отношения
с ровесниками |
– есть или нет; – как возникают; – кто и чем поддерживает; – как реагирует на трудности в
отношениях |
Степень
зрелости |
– стремится ли к
самостоятельности; – есть ли собственные мотивы и
планы; – как видит свое будущее |
Рекомендация 2. Учитывайте отношение семьи к особенностям ребенка
В отношении
к особенностям ребенка родитель может находиться на разных стадиях. Учитывайте
это и правильно налаживайте взаимодействие с родителями.
Рекомендация 3. Правильно организуйте образовательную среду
Проверьте,
обеспечивают ли материально-технические условия и средства обучения возможность
для освоения АООП. Что такое правильная среда для ребенка с ОВЗ, смотрите ниже.
Рекомендация 4. Опирайтесь на единство ощущений, чувств, памяти, мышления,
действий
Начинайте
освоение материала с чувственного (сенсорного) знакомства ученика с ним.
Используйте любые действия с наглядным материалом, активные свободные
манипуляции, в которых участвуют зрение, слух, осязание, движение: рассмотреть,
ощупать, взвесить, выбрать, нарисовать, рассортировать. Таких действий должно
быть столько, сколько необходимо ребенку с ОВЗ для исследования изучаемого.
Рекомендация 5. Действуйте с профессиональной позиции
Действуйте в
соответствии с профессиональной ролью и содержательными, этическими, правовыми
нормами труда, будьте требовательным, но гуманным, открытым к диалогу и
сотрудничеству. Напоминайте себе, что вы взрослый человек, который занимается
педагогикой добровольно и сознательно.
Реалистично
определяйте свою профессиональную миссию: в чем смысл и результаты труда, каков
минимальный необходимый уровень освоения материала учащимся, что, вероятнее
всего, будет невозможным для конкретных учеников и (или) класса.
Выделяйте
педагогические задачи в работе с учащимся с ОВЗ: различать режим «урок» и
«перемена», соблюдать правила обращения к учителю и ровесникам, принимать
задание, не откладывать одно действие в ущерб другому, просить помощь и
принимать ее, получать разные оценки, контролировать себя, действовать
систематически, отвлекаться от одного ради другого, произвольно воспроизводить
нужную информацию.
Проявляйте
требовательность, побуждайте себя и учеников к полезной активности. Учитесь
вместе качественно выполнять задания, понимать значимость результата.
Эмоциональное отношение к ученику не должно влиять на оценку. Разделяйте
действия и свои, и других людей на «можно» и «нельзя», что и почему
неприемлемо.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.01.2021
Дата обновления: 20.01.2021
Дата публикации: 11.11.2020