Проза

13.09.2021

Встречи, меняющие жизнь

Леа Веденски


Бывают такие люди в нашей жизни, после встречи, с которыми судьбу можно поделить на «до» и «после». Для меня таким человеком является Шуламит Крайтлер. Бесконечно люблю ее. Нет никого ближе моей душе, чем она. Уникальность Шуламит в том, что она именно сама выбрала быть такой, какой является.

Шуламит Крайтлер, будучи обладателем феномена «изобильное мышление», при помощи своего метода, значительно повышает у своих пациентов (в большинстве своем онкологических больных), качество и смысл бытия, даже если жить им осталось несколько дней. Я неоднократно спрашивала ее, в чем секрет. Ответы бывали разными, но в них неизменно присутствовала мысль о том, что само по себе существование является абсолютной ценностью. В тот момент, когда человек это в полной мере осознает, все меняется, каждая минута становится для него крайне важна.
Быть, осознавать свое бытие – это подарок вселенной и можно научиться ценить каждое мгновение.

Ее детство было ужасно тяжелым и голодным. Она родилась еще до рождения Израиля в 1938 г. Отца она почти не видела, так как он был одним из архитекторов строивших Тель Авив. Он очень любил дочь, но виделись они крайне редко, он, как и многие первопроходцы, работал сутками напролет, а с дочкой общался через записочки, приклеенные на холодильнике. Знаменитые архитектурные постройки в стиле Баухаус  – его творения. 

Мать девочки, после потери первого ребенка, сошла с ума, и когда родилась маленькая Шуламит, не воспринимала ее как свое дитя, забывала кормить, оставляла ее в очереди за продуктами, не приучала ухаживать за собой и пользоваться столовыми приборами. Девочка росла практически на улице. 

Тель Авив периодически бомбили, дома содрогались, из окон летели стекла. Всех детей родители прятали и оберегали, а ее нет. Мать часто заходилась в беспричинных истериках и приступах ярости, избивала ее так сильно, что до сих пор у Шуламит есть проблемы с позвоночником. Словом, мать была психически больна и неадекватна.

Как бы отреагировало большинство детей на подобную ситуацию? Скорее всего, стали бы несчастными и злобными, подобно затравленным зверькам. Но Шуламит – исключение из правил. Уже тогда, в далеком детстве, в ее сознании начал зарождаться «ментальный инструмент», который в будущем спасет жизни тысячам людей, вернув им смысл существования. Но, это будет значительно позже. А пока, в свои четыре с половиной года, девочка вдруг осознала, что с мамой явно что-то не так. Как она это сделала? Очень просто – исходя из своих основательных наблюдений за другими детьми и их мамами. И что же? Можно было по-разному отнестись к своей ситуации – начать себя жалеть, завидовать другим детям, причитать, что так не повезло, и до конца жизни сетовать на злую судьбу.

Шуламит же выбрала иной путь – видеть мир как место изобилующее возможностями. Она решила, раз мама не может нормально позаботиться о ней, то, она найдет себе другую маму, и вообще, сама выберет в мире то, что ей необходимо и больше нравится! Так Шуламит пришла к многодетной соседке, которая показалась ей самой заботливой из всех, кого она видела, и попросила женщину стать ее мамой, научить всему, что положено знать маленькой девочке. Ну как соседка могла отказать такому худенькому кудрявому ангелу, с огромными глазами?! Она полюбила девочку как своего ребенка и приняла в большую семью. Там Шуламит научилась всему, что нужно: ухаживать за собой, готовить, старшие дети научили новую сестренку читать и писать. А главное, она училась любить и быть любимой, ведь теперь у нее перед глазами был правильный пример.

По природе своей она была очень общительной и любознательной девочкой, задавала окружающим людям уйму вопросов. Так постепенно она нашла себе друзей в библиотеке, где потом проводила много времени, запоем читая книги. Нашла лучших учителей по разным предметам. Тогда, в конце сороковых, в Израиле еще не была налажена система обучения, школы толком не работали.  Но именно тогда в страну приехали многие выдающихся еврейские умы: ученые, профессора лучших университетов Европы. 

Заметив, что в ее новой семье нет достаточно еды, она поинтересовалась, почему. Новая мама ответила ей, что у них недостаточно денег. «Что такое деньги?» –  спросила Шуламит. Женщина ответила, что деньги дают за то, что ты делаешь людям что-то полезное, а потом ты можешь купить на них, что пожелаешь. Что же она может предложить? И девочка поняла, что у нее, в отличии от других, есть уйма свободного времени. И уже в 5 лет она научилась зарабатывать деньги, простаивая  в длинных очередях, чтобы получить товары по продуктовым карточкам. За это люди давали ей небольшое вознаграждение. К концу дня ее карманы были полны шекелей. Как говорит Шуламит, с тех пор у нее навсегда пропал страх нищеты, она поняла, что если быть к миру очень внимательной, то всегда можно понять, что именно нужно людям и предложить свои услуги, за которые они будут готовы платить.

Тогда, в конце 40-х, начале 50-х, большинство людей видели вокруг только послевоенный хаос, жизнь впроголодь и разруху, а она,  по собственному выбору, предпочла видеть мир как место изобилия, бесконечных ресурсов, возможностей и приключений. Спустя годы  Шуламит стала выдающимся ученым мирового масштаба, профессором кафедры психологии университета Тель Авива, а главное – она смогла свое «изобильное мышление» описать и передать другим.

Она является одним из ведущих специалистов в мире в области онкопсихологии. Ее методы  дали тысячам людей надежду, спасение, а главное способность наслаждаться каждым днем жизни, даже если жить им оставалось всего несколько дней. Шуламит часто подчеркивает, что осознанно выбирая «изобильное мышление» как способ восприятия себя и мира, мы становимся способны улучшать и  реконструировать свою личность, независимо от негативного опыта, пережитого нами в прошлом. Мыслить изобильно – это желать и быть готовым видеть ресурс повсюду – даже в самых негативных и сложных состояниях, полностью принимать жизнь и себя в ней.
Однако, вы можете возразить: невозможно просто взять и выбрать мылить изобильно, как по мановению волшебной палочки! Ведь кто-то на это способен, а кто-то нет. И будете правы. Для того, чтобы «изобильное мышление» прижилось в нашей голове, для начала там нужно создать качественную почву, удобренную благодатными идеями. Например такими, которые испокон веков были взращены мудрецами в сознании народа Исраэль.
Именно эти фундаментальные идеи и ценности, которые тысячелетиями впитываются с молоком матери, приучают думать изобильно. Это они помогли сохранить народ,  культуру и духовное наследие в условиях массового уничтожения и отсутствия собственного государства. Это они дали возможность создать сады в пустыне, и за все лишь 70 лет существования крохотной страны, в которой нет никаких природных ресурсов, совершить в ней экономическое чудо. Так в чем же секрет?

1. Мир бесконечен.

«Каждый следующий уровень более сложный, а его постижение раскрывает все большие возможности».

Посыл этой идеи следующий: если я не вижу необходимый ресурс прямо сейчас, это вовсе не означает, что его нет. Да, его не видно, но он непременно имеется, и раскроется мне, как только я правильно настрою свой способ восприятия мира и взаимодействия с ним. Такой подход к делу, в свою очередь, порождает интересный культурный феномен в сознании людей – если у кого-то много ресурсов, например, денег, то это вовсе не означает, что мне теперь не достанется, наоборот – раз у кого-то много, значит, может быть много и у меня.
Когда в глубинах сознания идея бесконечного изобилия мира являются фундаментальной и управляющей, то привычного дефицитарного мышления, при котором для человека количество ресурсов в мире ограничено, не возникает. «Шефа» - изобилие, как основа мировоззрения позволяет израильтянину смотреть на мертвую пустыню, а видеть, как создать там сад. Позволяет в принципе допустить саму эту «бредовую» мысль, что такое вообще возможно. И действительно, впоследствии было создано капельное орошение, которое не только позволило осуществить задуманное, но и зарабатывать много денег продавая эту технологию в другие жаркие страны, а также развить на территории пустыни сельское хозяйство. Теперь овощи и фрукты, выращенные там, продаются по всему миру, в том числе и в черноземной России.   

2. Работай с тем, что есть. 

«Если нет ничего, работай с тем, что есть в голове, и подобно Творцу создай то, чего еще нет».

Шуламит Крайтлер много раз предлагали уехать работать в самые престижные вузы всего мира, но она осталась в пустом и нищем на тот момент Израиле, именно потому, что это давало ей возможность совершить акт «чистого творчества» –  собственноручно «творить историю» в месте, где кроме малярийных болот, песка, камней и моря, ничего не было. Да! Всё так, ничего нет. Однако, для изобильно мыслящего человека задача от этого становится только интереснее. 

3. Сделаем и услышим.

«Принцип – делай, и тогда  узнаешь, что ты умеешь делать» или «Не сделаешь, не узнаешь». И при этом абсолютно не важно, делал ты это раньше, или нет.

Послушайте  анекдот:

- Скажите Изя, ви умеете играть на скрипке?Хочу такой сайт

- Не знаю, еще не пробовал, может и умею.

Это означает, что потенциал способностей человека тоже не ограничен, и в новом действии он может раскрыться совершенно по-новому.
Потому первым делом, надо сделать, чтобы дать своему потенциалу шанс.
По рассказам очевидцев, в начале основания государства, многие люди брались делать вещи, которых они раньше никогда не делали. Да, просто брали – и делали. Не говорили, что не знают,  или не умеют. Тем самым они открывали в себе доселе спавшие таланты и способности.

4. Персональная ответственность.

Мир создан для со-творчества – это «полуфабрикат», в котором Всевышний оставил много дел для человека. Он звучит так: «Когда я понимаю, что именно надо сделать для себя и для общего блага, само это понимание доказывает, что я отвечаю за то, что это должно быть сделано». Согласно этому подходу, у каждого человека есть предназначение и персональная ответственность за его часть работы по исправлению и усовершенствованию мира. Как написано: «Если не я, то кто?» (Талмуд. Мишна. Авот)

Именно в процессе исправления мира человек развивается и уподобляется по свойствам Творцу. Чтобы человек реализовал свой потенциал, у него должно быть чем заняться. Потому Всевышний ждет от нас активного участия в со-творчестве, в совместном преображении  реальности. Как говорит незабвенная Шуламит Крайтлер: «Меняй реальность до тех пор, пока не создашь в ней все необходимые условия для своей реализации».

5. Жизнь должна продолжаться.

Война ли, теракты ли – заводы должны работать, люди любить, рожать, кушать, жениться, учиться, радоваться, наслаждаться… Сколько бы времени  не осталось жить, важно наполнить его созиданием и глубоким смыслом. Ничто не должно останавливаться. Ценность жизни в Исраэль возведена в Абсолют.

«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» – писал  выдающийся шведский сценарист и режиссёр И. Бергман. Жизнь – фундаментальная ценность народа Исраэль. Именно поэтому в Израиле оперируют дряхлых стариков, лишь ради того, чтобы повысить им качество жизни, даже если жить им осталось совсем недолго. Поэтому за одного своего солдата захваченного в плен, тут готовы отдать тысячу заключенных террористов. Невозможно не стать патриотом, если твоя страна готова сделать для тебя подобное. 

Небольшая история, чтобы проиллюстрировать это явление. В культуре коренных израильтян принято открытое общение. Например, они десятилетиями завтракают утром в одном и том же небольшом кафе возле дома, читают газеты, спорят о том, что происходит в стране, о политике и воспитании детей, хорошо знают друг друга, если нужно помогают. Поселившись в одном из таких райончиков Тель Авива, мне полюбилась эта милая традиция.
И вот однажды в кафе случился взрыв. Теракт унес несколько человеческих жизней, многие получили ранения. Это было много лет назад, в первые годы пребывания в Израиле, моя ментальность тогда еще не успела измениться. Я была очень испугана, скорбела, ревела белугой, боялась встретить на лестнице своих соседей. Мне было ужасно жаль того уютного мирка, который, как я была убеждена, уже никогда не станет прежним. Но каково же было мое удивление, когда после пары недель ремонта, кафе восстановили! Более того, оно стало краше прежнего! В нем опять, как ни в чем не бывало, сидели те же завсегдатаи. Пили кофе, говорили о погибших, вспоминали их,  и опять переходили к насущным вопросам жизни – дети, внуки, бизнес, отдых, в субботу сходить в синагогу помолиться. Я была поражена. Разговорилась со своим соседом, которому на тот момент было около 70 лет. Он родился еще до возникновения государства Израиль, большая часть его европейских родственников сгинула в печах концлагерей, только его мать спаслась от гибели, вовремя уехав на Землю Обетованную. 

Я спросила у него, в чем секрет? «Да какой там секрет! Все очень просто – жизнь должна продолжаться, – ответил он с улыбкой, – каждому приходит свой час умирать, но пока мы живы, надо в полной мере наслаждаться жизнью. Возможно, потому наш народ существует почти 6000 лет, а ведь за это время сгинули многие великие цивилизации и державы…» Слова, которые он сказал дальше, изменили многие мои представления и ценности. Сосед продолжил: «Что станут делать двое людей, если они давно идут по пустыне, а чтобы дойти куда нужно, воды и еды у них осталось только на одного?
Кто-то захочет быть «хорошим», разделит все по-братски и оба умрут от голода и жажды. Кто-то скажет, «выживает сильнейший», и отнимет у более слабого все, оставив его умирать. Кто-то устроит «пир» перед смертью, беспечно выпьет всю воду и съест всю еду разом, потом умрет от голода и жажды.
Будут и такие, кто не захочет мучительной смерти и они договорятся убить друг друга…»

Сосед интригующе помолчал и продолжил, наклонившись ко мне поближе.

«А для нас всегда есть еще Кое-Кто. В нашей традиции мы в такой ситуации бросим жребий. Подкинем монетку и тот, кому выпадет жребий жить, должен будет взять всю еду и воду и сделать все, чтобы выжить и продолжить жизнь. Ну а если получится, то и привести помощь. Второй  же смиренно примет это, так как знает, что жизнь должна продолжаться, и если хоть у одного из них есть малейший шанс продолжить существование, необходимо им воспользоваться».

Я смотрела в его глаза, окруженные морщинками от улыбок, и в тот момент что-то важное произошло в моем сознании. В сознании человека, который вырос в стране и культуре, где человеческая жизнь не стоит практически ничего. «Потому сейчас мы с тобой вспомним погибших тут людей, и продолжим пить кофе, вдыхать аромат свежего хлеба, еще больше наслаждаясь радостью жизни. И за них и за себя..» Сказав это, сосед протянул мне хрустящий ломтик теплого хлеба, который предварительно мокнул в оливковое масло…

 

Завершая эту статью, я хочу подчеркнуть, что без ценности жизни как генеральной,  все выше описанные принципы и идеи не имеют никакого значения. Абсолютная ценность каждого мгновения жизни является главным и обязательным условием, при котором запускается и укрепляется в сознании феномен «изобильного мышления».

В данной статье термин «изобильное мышление» используется исключительно в парадигме культуры Израиля. Мыслить изобильно – это уметь видеть ресурс везде, даже в негативных и сложных состояниях. Генеральный принцип «изобильного мышления»  – возможности сознания человека не ограничены. И если в вашей жизни, семье, опыте, культуре, нет необходимых для вашего полноценного развития идей, подходов, образцов, их можно найти в любых других местах и культурах, и интегрировать в собственное видение себя и мира.

Мое сердце переполняет благодарность. И просто хочется сказать Богу спасибо, за то, что встретила Шуламит. За то, что могу делиться ее историями с другими. За то, что уже невозможно сосчитать людей, которым удалось помочь, благодаря ее полным мудрости посланиям и методам.

Друзья, если и в вашей жизни есть люди, которые полны света, чье поведение и мысли являются подтверждением существования доброты в жизни, делитесь ими с другими. Шуламит пришла в мою жизнь настолько вовремя, что не возможно не поверить в провидение. Это был период разочарования, когда я чувствовала страшный внутренний протест, опустошенность и бессмысленность. Когда я не находила выхода из последствий ада, через который пришлось пройти. Не находила ответов на свои вопросы в классических подходах психологии и понимала, что мне нужно что-то такое, что поможет в корне изменить себя и свои взгляды на жизнь. Я верила, даже была убеждена, что непременно существует возможность реконструировать личность, даже после самых тяжелых ударов судьбы и самого ужасного детства. Но не знала, где найти такие способы.

И именно тогда в мою жизнь пришла она. Мы просто случайно встретились, сели и проговорили 4 часа. Так словно знакомы целую вечность.
И лишь потом я узнала, что она профессор Университета Тель Авива, один из ведущих специалистов в мире в области медицинской психологии. Лишь потом выяснилось, что она по сути единственный человек, который занимается тем, что я так отчаянно ищу. Разве это не чудо? Эта встреча полностью изменила меня и мою жизнь. Наконец-то я увидела выход к свету.
И дело не только в том, что мне помогли авторские методы Шуламит «Когнитивная ориентация» и «Система смыслов», дело в ней самой.
Это человек, как говорил один мой коллега: «об которого можно лечиться, просто присутствуя рядом». Это дает нам силы, надежду и веру в красоту души человеческой... Общаясь с ней, я каждый раз поражаюсь, сколько же света и тепла принесла эта маленькая, хрупкая женщина, которая и в свои семьдесят с лишним полна энергии и похожа на светлого ангела...

И снова о предназначении. Иногда случается так, что предназначение человека приходит к нему в темные времена, а раскрывается в преодолении мрака, в неумолимом движении к свету, в упорном нежелании быть жертвой, не смотря ни на что.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.09.2021

Дата обновления: 13.09.2021

Дата публикации: 13.09.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.11.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(411)642-16-95, 8(411)642-18-16, 8(411)642-10-14, 8(411)642-14-90

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».