13.09.2021
Встречи, меняющие жизнь
Бывают такие люди в нашей жизни, после встречи, с которыми судьбу можно
поделить на «до» и «после». Для меня таким человеком является Шуламит Крайтлер.
Бесконечно люблю ее. Нет никого ближе моей душе, чем она. Уникальность Шуламит
в том, что она именно сама выбрала быть такой, какой является.
Шуламит Крайтлер, будучи обладателем феномена «изобильное мышление», при
помощи своего метода, значительно повышает у своих пациентов (в большинстве
своем онкологических больных), качество и смысл бытия, даже если жить им
осталось несколько дней. Я неоднократно спрашивала ее, в чем секрет. Ответы
бывали разными, но в них неизменно присутствовала мысль о том, что само по себе
существование является абсолютной ценностью. В тот момент, когда человек это в
полной мере осознает, все меняется, каждая минута становится для него крайне
важна.
Быть, осознавать свое бытие – это подарок вселенной и можно научиться ценить
каждое мгновение.
Ее детство было ужасно тяжелым и голодным. Она родилась еще до рождения
Израиля в 1938 г. Отца она почти не видела, так как он был одним из
архитекторов строивших Тель Авив. Он очень любил дочь, но виделись они крайне
редко, он, как и многие первопроходцы, работал сутками напролет, а с дочкой
общался через записочки, приклеенные на холодильнике. Знаменитые архитектурные
постройки в стиле Баухаус – его творения.
Мать девочки, после потери первого ребенка, сошла с ума, и когда родилась
маленькая Шуламит, не воспринимала ее как свое дитя, забывала кормить,
оставляла ее в очереди за продуктами, не приучала ухаживать за собой и
пользоваться столовыми приборами. Девочка росла практически на улице.
Тель Авив периодически бомбили, дома содрогались, из окон летели стекла.
Всех детей родители прятали и оберегали, а ее нет. Мать часто заходилась в
беспричинных истериках и приступах ярости, избивала ее так сильно, что до сих
пор у Шуламит есть проблемы с позвоночником. Словом, мать была психически
больна и неадекватна.
Как бы отреагировало большинство детей на подобную ситуацию? Скорее всего,
стали бы несчастными и злобными, подобно затравленным зверькам. Но Шуламит –
исключение из правил. Уже тогда, в далеком детстве, в ее сознании начал
зарождаться «ментальный инструмент», который в будущем спасет жизни тысячам
людей, вернув им смысл существования. Но, это будет значительно позже. А пока,
в свои четыре с половиной года, девочка вдруг осознала, что с мамой явно что-то
не так. Как она это сделала? Очень просто – исходя из своих основательных
наблюдений за другими детьми и их мамами. И что же? Можно было по-разному
отнестись к своей ситуации – начать себя жалеть, завидовать другим детям,
причитать, что так не повезло, и до конца жизни сетовать на злую судьбу.
Шуламит же выбрала иной путь – видеть мир как место изобилующее возможностями. Она решила, раз мама не может
нормально позаботиться о ней, то, она найдет себе другую маму, и вообще, сама
выберет в мире то, что ей необходимо и больше нравится! Так Шуламит пришла к
многодетной соседке, которая показалась ей самой заботливой из всех, кого она
видела, и попросила женщину стать ее мамой, научить всему, что положено знать
маленькой девочке. Ну как соседка могла отказать такому худенькому кудрявому
ангелу, с огромными глазами?! Она полюбила девочку как своего ребенка и приняла
в большую семью. Там Шуламит научилась всему, что нужно: ухаживать за собой,
готовить, старшие дети научили новую сестренку читать и писать. А главное, она
училась любить и быть любимой, ведь теперь у нее перед глазами был правильный
пример.
По природе своей она была очень общительной и любознательной девочкой,
задавала окружающим людям уйму вопросов. Так постепенно она нашла себе друзей в
библиотеке, где потом проводила много времени, запоем читая книги. Нашла лучших
учителей по разным предметам. Тогда, в конце сороковых, в Израиле еще не была
налажена система обучения, школы толком не работали. Но именно тогда в
страну приехали многие выдающихся еврейские умы: ученые, профессора лучших
университетов Европы.
Заметив, что в ее новой семье нет достаточно еды, она поинтересовалась,
почему. Новая мама ответила ей, что у них недостаточно денег. «Что такое
деньги?» – спросила Шуламит. Женщина ответила, что деньги дают за то, что
ты делаешь людям что-то полезное, а потом ты можешь купить на них, что
пожелаешь. Что же она может предложить? И девочка поняла, что у нее, в отличии
от других, есть уйма свободного времени. И уже в 5 лет она научилась
зарабатывать деньги, простаивая в длинных очередях, чтобы получить товары
по продуктовым карточкам. За это люди давали ей небольшое вознаграждение. К
концу дня ее карманы были полны шекелей. Как говорит Шуламит, с тех пор у нее
навсегда пропал страх нищеты, она поняла, что если быть к миру очень
внимательной, то всегда можно понять, что именно нужно людям и предложить свои
услуги, за которые они будут готовы платить.
Тогда, в конце 40-х, начале 50-х, большинство людей видели вокруг только
послевоенный хаос, жизнь впроголодь и разруху, а она, по собственному
выбору, предпочла видеть мир как место изобилия, бесконечных ресурсов,
возможностей и приключений. Спустя годы Шуламит стала выдающимся ученым
мирового масштаба, профессором кафедры психологии университета Тель Авива, а
главное – она смогла свое «изобильное мышление» описать и передать другим.
Она является одним из ведущих специалистов в мире в области онкопсихологии.
Ее методы дали тысячам людей надежду, спасение, а главное способность
наслаждаться каждым днем жизни, даже если жить им оставалось всего несколько
дней. Шуламит часто подчеркивает, что осознанно выбирая «изобильное мышление»
как способ восприятия себя и мира, мы становимся способны улучшать и
реконструировать свою личность, независимо от негативного опыта, пережитого
нами в прошлом. Мыслить изобильно – это желать и быть готовым видеть ресурс
повсюду – даже в самых негативных и сложных состояниях, полностью принимать
жизнь и себя в ней.
Однако, вы можете возразить: невозможно просто взять и выбрать мылить
изобильно, как по мановению волшебной палочки! Ведь кто-то на это способен, а
кто-то нет. И будете правы. Для того, чтобы «изобильное мышление» прижилось в
нашей голове, для начала там нужно создать качественную почву, удобренную
благодатными идеями. Например такими, которые испокон веков были взращены мудрецами
в сознании народа Исраэль.
Именно эти фундаментальные идеи и ценности, которые тысячелетиями впитываются с
молоком матери, приучают думать изобильно. Это они помогли сохранить
народ, культуру и духовное наследие в условиях массового уничтожения и
отсутствия собственного государства. Это они дали возможность создать сады в
пустыне, и за все лишь 70 лет существования крохотной страны, в которой нет
никаких природных ресурсов, совершить в ней экономическое чудо. Так в чем же
секрет?
1. Мир бесконечен.
«Каждый следующий уровень более сложный, а его постижение раскрывает все
большие возможности».
Посыл этой идеи следующий: если я не вижу необходимый ресурс прямо сейчас,
это вовсе не означает, что его нет. Да, его не видно, но он непременно имеется,
и раскроется мне, как только я правильно настрою свой способ восприятия мира и
взаимодействия с ним. Такой подход к делу, в свою очередь, порождает интересный
культурный феномен в сознании людей – если у кого-то много ресурсов, например,
денег, то это вовсе не означает, что мне теперь не достанется, наоборот – раз у
кого-то много, значит, может быть много и у меня.
Когда в глубинах сознания идея бесконечного изобилия мира являются
фундаментальной и управляющей, то привычного дефицитарного мышления, при
котором для человека количество ресурсов в мире ограничено, не возникает. «Шефа»
- изобилие, как основа мировоззрения позволяет израильтянину смотреть на
мертвую пустыню, а видеть, как создать там сад. Позволяет в принципе допустить
саму эту «бредовую» мысль, что такое вообще возможно. И действительно,
впоследствии было создано капельное орошение, которое не только позволило
осуществить задуманное, но и зарабатывать много денег продавая эту технологию в
другие жаркие страны, а также развить на территории пустыни сельское хозяйство.
Теперь овощи и фрукты, выращенные там, продаются по всему миру, в том числе и в
черноземной России.
2. Работай с тем, что есть.
«Если нет ничего, работай с тем, что есть в голове, и подобно Творцу создай
то, чего еще нет».
Шуламит Крайтлер много раз предлагали уехать работать в самые престижные
вузы всего мира, но она осталась в пустом и нищем на тот момент Израиле, именно
потому, что это давало ей возможность совершить акт «чистого творчества»
– собственноручно «творить историю» в месте, где кроме малярийных болот,
песка, камней и моря, ничего не было. Да! Всё так, ничего нет. Однако, для
изобильно мыслящего человека задача от этого становится только
интереснее.
3. Сделаем и услышим.
«Принцип – делай, и тогда узнаешь, что ты умеешь делать» или «Не
сделаешь, не узнаешь». И при этом абсолютно не важно, делал ты это раньше, или
нет.
Послушайте анекдот:
- Скажите Изя, ви умеете играть на скрипке?
- Не знаю, еще не пробовал, может и умею.
Это означает, что потенциал способностей человека тоже не ограничен, и в
новом действии он может раскрыться совершенно по-новому.
Потому первым делом, надо сделать, чтобы дать своему потенциалу шанс.
По рассказам очевидцев, в начале основания государства, многие люди брались
делать вещи, которых они раньше никогда не делали. Да, просто брали – и делали.
Не говорили, что не знают, или не умеют. Тем самым они открывали в себе
доселе спавшие таланты и способности.
4. Персональная ответственность.
Мир создан для со-творчества – это «полуфабрикат», в котором Всевышний
оставил много дел для человека. Он звучит так: «Когда я понимаю, что именно
надо сделать для себя и для общего блага, само это понимание доказывает, что я
отвечаю за то, что это должно быть сделано». Согласно этому подходу, у каждого
человека есть предназначение и персональная ответственность за его часть работы
по исправлению и усовершенствованию мира. Как написано: «Если не я, то кто?»
(Талмуд. Мишна. Авот)
Именно в процессе исправления мира человек развивается и уподобляется по
свойствам Творцу. Чтобы человек реализовал свой потенциал, у него должно быть
чем заняться. Потому Всевышний ждет от нас активного участия в со-творчестве, в
совместном преображении реальности. Как говорит незабвенная Шуламит
Крайтлер: «Меняй реальность до тех пор, пока не создашь в ней все необходимые
условия для своей реализации».
5. Жизнь должна продолжаться.
Война ли, теракты ли – заводы должны работать, люди любить, рожать, кушать,
жениться, учиться, радоваться, наслаждаться… Сколько бы времени не
осталось жить, важно наполнить его созиданием и глубоким смыслом. Ничто не
должно останавливаться. Ценность жизни в Исраэль возведена в Абсолют.
«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» –
писал выдающийся шведский сценарист и режиссёр И. Бергман. Жизнь –
фундаментальная ценность народа Исраэль. Именно поэтому в Израиле оперируют
дряхлых стариков, лишь ради того, чтобы повысить им качество жизни, даже если
жить им осталось совсем недолго. Поэтому за одного своего солдата захваченного
в плен, тут готовы отдать тысячу заключенных террористов. Невозможно не стать
патриотом, если твоя страна готова сделать для тебя подобное.
Небольшая история, чтобы проиллюстрировать это явление. В культуре коренных
израильтян принято открытое общение. Например, они десятилетиями завтракают
утром в одном и том же небольшом кафе возле дома, читают газеты, спорят о том,
что происходит в стране, о политике и воспитании детей, хорошо знают друг
друга, если нужно помогают. Поселившись в одном из таких райончиков Тель Авива,
мне полюбилась эта милая традиция.
И вот однажды в кафе случился взрыв. Теракт унес несколько человеческих жизней,
многие получили ранения. Это было много лет назад, в первые годы пребывания в
Израиле, моя ментальность тогда еще не успела измениться. Я была очень
испугана, скорбела, ревела белугой, боялась встретить на лестнице своих
соседей. Мне было ужасно жаль того уютного мирка, который, как я была убеждена,
уже никогда не станет прежним. Но каково же было мое удивление, когда после
пары недель ремонта, кафе восстановили! Более того, оно стало краше прежнего! В
нем опять, как ни в чем не бывало, сидели те же завсегдатаи. Пили кофе,
говорили о погибших, вспоминали их, и опять переходили к насущным вопросам
жизни – дети, внуки, бизнес, отдых, в субботу сходить в синагогу помолиться. Я
была поражена. Разговорилась со своим соседом, которому на тот момент было
около 70 лет. Он родился еще до возникновения государства Израиль, большая
часть его европейских родственников сгинула в печах концлагерей, только его
мать спаслась от гибели, вовремя уехав на Землю Обетованную.
Я спросила у него, в чем секрет? «Да какой там секрет! Все очень просто –
жизнь должна продолжаться, – ответил он с улыбкой, – каждому приходит свой час
умирать, но пока мы живы, надо в полной мере наслаждаться жизнью. Возможно,
потому наш народ существует почти 6000 лет, а ведь за это время сгинули многие великие
цивилизации и державы…» Слова, которые он сказал дальше, изменили многие мои
представления и ценности. Сосед продолжил: «Что станут делать двое людей, если
они давно идут по пустыне, а чтобы дойти куда нужно, воды и еды у них осталось
только на одного?
Кто-то захочет быть «хорошим», разделит все по-братски и оба умрут от голода и
жажды. Кто-то скажет, «выживает сильнейший», и отнимет у более слабого все,
оставив его умирать. Кто-то устроит «пир» перед смертью, беспечно выпьет всю
воду и съест всю еду разом, потом умрет от голода и жажды.
Будут и такие, кто не захочет мучительной смерти и они договорятся убить друг
друга…»
Сосед интригующе помолчал и продолжил, наклонившись ко мне поближе.
«А для нас всегда есть еще Кое-Кто. В нашей традиции мы в такой ситуации
бросим жребий. Подкинем монетку и тот, кому выпадет жребий жить, должен будет
взять всю еду и воду и сделать все, чтобы выжить и продолжить жизнь. Ну а если
получится, то и привести помощь. Второй же смиренно примет это, так как
знает, что жизнь должна продолжаться, и если хоть у одного из них есть малейший
шанс продолжить существование, необходимо им воспользоваться».
Я смотрела в его глаза, окруженные морщинками от улыбок, и в тот момент
что-то важное произошло в моем сознании. В сознании человека, который вырос в
стране и культуре, где человеческая жизнь не стоит практически ничего. «Потому
сейчас мы с тобой вспомним погибших тут людей, и продолжим пить кофе, вдыхать
аромат свежего хлеба, еще больше наслаждаясь радостью жизни. И за них и за
себя..» Сказав это, сосед протянул мне хрустящий ломтик теплого хлеба, который
предварительно мокнул в оливковое масло…
Завершая эту статью, я хочу подчеркнуть, что без ценности жизни как
генеральной, все выше описанные принципы и идеи не имеют никакого
значения. Абсолютная ценность каждого мгновения жизни является главным и
обязательным условием, при котором запускается и укрепляется в сознании феномен
«изобильного мышления».
В данной статье термин «изобильное мышление» используется исключительно в
парадигме культуры Израиля. Мыслить изобильно – это уметь видеть ресурс везде,
даже в негативных и сложных состояниях. Генеральный принцип «изобильного
мышления» – возможности сознания человека не ограничены. И если в вашей
жизни, семье, опыте, культуре, нет необходимых для вашего полноценного развития
идей, подходов, образцов, их можно найти в любых других местах и культурах, и
интегрировать в собственное видение себя и мира.
Мое сердце переполняет благодарность. И просто хочется сказать Богу спасибо,
за то, что встретила Шуламит. За то, что могу делиться ее историями с другими.
За то, что уже невозможно сосчитать людей, которым удалось помочь, благодаря ее
полным мудрости посланиям и методам.
Друзья, если и в вашей жизни есть люди, которые полны света, чье поведение
и мысли являются подтверждением существования доброты в жизни, делитесь ими с
другими. Шуламит пришла в мою жизнь настолько вовремя, что не возможно не
поверить в провидение. Это был период разочарования, когда я чувствовала
страшный внутренний протест, опустошенность и бессмысленность. Когда я не
находила выхода из последствий ада, через который пришлось пройти. Не находила
ответов на свои вопросы в классических подходах психологии и понимала, что мне
нужно что-то такое, что поможет в корне изменить себя и свои взгляды на жизнь. Я
верила, даже была убеждена, что непременно существует возможность
реконструировать личность, даже после самых тяжелых ударов судьбы и самого
ужасного детства. Но не знала, где найти такие способы.
И именно тогда в мою жизнь пришла она. Мы просто случайно встретились, сели
и проговорили 4 часа. Так словно знакомы целую вечность.
И лишь потом я узнала, что она профессор Университета Тель Авива, один из
ведущих специалистов в мире в области медицинской психологии. Лишь потом
выяснилось, что она по сути единственный человек, который занимается тем, что я
так отчаянно ищу. Разве это не чудо? Эта встреча полностью изменила меня и мою
жизнь. Наконец-то я увидела выход к свету.
И дело не только в том, что мне помогли авторские методы Шуламит «Когнитивная
ориентация» и «Система смыслов», дело в ней самой.
Это человек, как говорил один мой коллега: «об которого можно лечиться, просто
присутствуя рядом». Это дает нам силы, надежду и веру в красоту души
человеческой... Общаясь с ней, я каждый раз поражаюсь, сколько же света и тепла
принесла эта маленькая, хрупкая женщина, которая и в свои семьдесят с лишним
полна энергии и похожа на светлого ангела...
И снова о предназначении. Иногда случается так, что предназначение человека
приходит к нему в темные времена, а раскрывается в преодолении мрака, в
неумолимом движении к свету, в упорном нежелании быть жертвой, не смотря ни на
что.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.09.2021
Дата обновления: 13.09.2021
Дата публикации: 13.09.2021